- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Информационная логистика сущность, цель и задачи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001605 |
Тема: | Информационная логистика сущность, цель и задачи |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тверской государственный технический университет» (ТвГТУ) Институт заочного и дополнительного профессионального образования Кафедpа медиатехнологий и связей с общественностью Курсовая работа по дисциплине «Логистика» на тему «Информационная логистика: сущность, цель и задачи. Логистическая информация и ее роль в товародвижении» Выполнил: студент 3 курса направления 38.03.02 Менеджмент профиль Маркетинг Кожевников Александр Александрович ______________________________ Принял: к.ф.н., доцент кафедры МСО _______________ Т.Н.Фомушкина оценка_____________________ «_________________ 2017 г. Тверь 2017 Оглавление Введение ………………………………………………………………. 3 1. Информационная логистика: сущность, цель и задачи ……….. 5 1.1. Понятие логистики……………………………………………….. 5 1.2. Функции логистики ………………………………………………. 6 1.3. Сущность информационной логистики…………………………9 1.4. Логистическая информационная система и её виды………….. 11 2. Логистическая информация и ее роль в товародвижении…….. 16 2.1. Понятие и значение логистической информации…………….. 16 2.2. Информационные потоки в логистике…………………………. 19 2.3. Информационные логистические системы…………………….. 22 2.4. Использование в логистике технологии штрихового кодирования………………………………………………………….. 25 2.4.1 Штриховой код………………………………………………… 25 2.4.2 Машиночитаемый код ………………………………………….. 31 Заключение ……………………………………………………………. 33 Список литературы……………………………………………………. 34 Введение В современном мире для того, чтобы обеспечить население необходимыми товарами, от производителя к потребителю продвигаются мощные потоки продукции, которые имеют конкретную вещественную форму. Ассортимент товаров ежегодно расширяется, одновременно ужесточаются требования к качеству процессов его продвижения. Следовательно, процессы продвижения продукции от производителя или продавца к потребителю должны быть быстрыми, точными и экономичными, а действия всех участников процесса, обеспечивающих движение материальных потоков, четкими и согласованными. Использование информационных систем является необходимым условием для обеспечения согласованности всех действий. К предмету изучения информационной логистики относятся такие аспекты, как рассмотрение особенностей построения и функционирования информационных систем, которые обеспечивают функционирование логистических систем. Благодаря средствам информационной логистики производится планирование материальных потоков, управление ими и контроль. Развитие средств передачи и обработки данных способствуют развитию логистики. Основная цель работы – изучить роль логистической информации в товародвижении. Для достижения цели будут решаться следующие задачи: - Изучить сущность, цели и задачи информационной логистики, использование информационных технологий в логистике; - Проанализировать виды логистических информационных систем и принципы построения информационных систем в логистике. - Изучить использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов и маркировки грузового пакета машиночитаемым кодом. Объектом исследования является информационная логистика как одна из ключевых составляющих, которая обеспечивает функционирование логистической системы. Предмет исследования – использование информационных технологий в логистике, их роль в товародвижении. В первой главе работы будут рассмотрены сущность, цели и задачи логистики, в том числе информационной логистики. Во второй главе предполагается обозначить значение логистической информации, информационных потоков, информационных систем в логистике, а также рассмотреть технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов и маркировки грузового пакета. 1. Информационная логистика: сущность, цель и задачи 1.1. Понятие логистики Логистика – это наука об организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, о функционировании сферы обращения продукции, товаров, услуг, управлении товарными запасами и провиантом, создании инфраструктуры товародвижения. Иначе говоря, логистика – это управление всеми видами потоков (материальных, людских, энергетических, финансовых и др.), существующих в экономических системах. Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, позволяющие планировать, контролировать и управлять транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе: - доведения сырья и материалов до производственного предприятия ; - внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов; - доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С точки зрения менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. По мнению проф. О. Н. Ларина, логистика как наука имеет свой предмет и метод исследования: она изучает процессы перемещения объектов (грузов или пассажиров, иногда в виде потока материальных ресурсов, готовых товаров и пр.) и их оптимизации по одному или нескольким критериям: время, скорость, стоимость, объем, расстояние и другим [2 с.5-6] Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов. Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов. В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств. 1.2 Функции логистики Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики: интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы; организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения; управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах. Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные и экономические особенности производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п. Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации. Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения. Управляющая функция. Для того чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах. Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков. Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности. Существуют так называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления: - Груз – нужный товар. - Качество- необходимое качество. - Количество – в необходимом количестве. - Время – должен быть доставлен в нужное время. - Место - в нужное место. - Затраты – с минимальными затратами [1 гл.3] Задачи логистики весьма разнообразны и обусловлены приведенной выше конечной целью логистического управления. Кроме того, логистика ставит и решает следующие задачи: прогноз спроса и планирование запасов на его основе; определение необходимой мощности производства и транспорта; разработка научных принципов распределения готовой продукции; построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем. 1.3 Сущность информационной логистики В основе процесса управления материальным потоком лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. Необходимым условием согласованной работы всех звеньев логистической цепи является наличие информационных систем, которые подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент. Одним из важнейших условий успешного функционирования производства в целом является наличие такой системы информации, которая позволила бы связать воедино всю деятельность (снабжение, производство, транспорт, складское хозяйство, распределение и т.д.) и управлять ею исходя из принципов единого целого. Очевидно, что информация – это самостоятельный производственный фактор, потенциальные возможности которого открывают широкие перспективы для укрепления конкурентоспособности фирм. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, занимается созданием и управлением информационными системами, которые технически и программно обеспечивают передачу и обработку логистической информации. Предметом изучения информационной логистики являются особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистической системы. Целью информационной логистики является построение и эксплуатация информационных систем, обеспечивающих наличие нужной информации (для управления материальным потоком) в нужном месте в нужное время необходимого содержания (для лица принимающего решение) с минимальными затратами В настоящее время с помощью информационной логистики и совершенствования на ее базе методов планирования и управления в компаниях ведущих промышленных стран происходит процесс, сутью которого является замена физических запасов надежной информацией, передачи, хранения и обработки соответствующей информации. 1.4 Логистическая информационная система и её виды Информационная система – это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяющая решать те или иные функциональные задачи, например, в логистике – задач по управлению материальными потоками. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую. Функциональная подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, включает следующие элементы: техническое обеспечение, т. е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков; информационное обеспечение, включающее различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных; математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Информация является одной из важнейших составляющих логистической системы. При детальном подходе элемент «информация» сам разворачивается в систему, включающую совокупность взаимосвязанных элементов, обладающую интегративными качествами. Наиболее часто информационную систему подразделяют на две подсистемы: - функциональную, состоящую из совокупности решаемых задач, сгруппированных по целевому признаку; - обеспечивающую, включающую следующие элементы: -техническое обеспечение (совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков); - справочное обеспечение (классификаторы, кодификаторы и т.д.) - математическое обеспечение(комплекс программ обеспечивающих решение задач). Логистические информационные системы (ЛИС) подразделяют на три группы: - Плановые, которые создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Они помогают решать задачи создания и оптимизации звеньев логистической цепи, планирования производства, общего управления запасами. - Диспозитивные (диспетчерские), создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Могут решаться следующие задачи: - детальное управление запасами (распределение по местам складирования); - распоряжение внутризаводским (внутрискладским) транспортом; - учет отправляемых грузов; - отбор грузов по заказам. - В исполнительных (оперативных) логистических информационных системах обработка информации производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ (реальный масштаб времени). Решаются задачи контроля материальных потоков, оперативного управления обслуживанием производства, управления перемещением ППТН. Различия в обеспечивающих подсистемах указанных систем: в плановых информационных системах весьма высок уровень стандартизации; в диспозитивных информационных системах возможность применения стандартных программ ниже, что вызвано следующими причинами: - производственный процесс на предприятии, сложился за долгий период времени и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации; - структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей; в исполнительных информационных системах применяется индивидуальное программное обеспечение. С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня: - это - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается грузовая единица; - участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов; - логистическая система в целом от момента отгрузки сырья поставщиком до поступления готовых изделий конечное потребление. Задачи логистических информационных систем: - плановых информационных систем - осуществить сквозное планирование в цепи «снабжение - производство - сбыт», ввязать логистическую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток; - диспозитивных и исполнительных систем - детализация намеченных планов и обеспечение их выполнения на отдельных производственных участках, на складах и на конкретных рабочих местах. Информационные системы, относящиеся к разным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию. Вертикальной считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством вертикальных информационных потоков. Горизонтальной считается связь между отдельными комплексами задач в диспозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных потоков. Преимущества интеграции систем: возрастает скорость обмена информацией; уменьшается количество ошибок в учете; снижается объем непроизводительной, «бумажной» работы; совмещаются ранее разрозненные информационные блоки. При построении ЛИС следует придерживаться следующих принципов: - возможность поэтапного создания системы. ЛИС являются постоянно развиваемыми системами, поэтому при проектировании необходимо учесть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, расширения реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач; - четкое установление мест стыка материальных и информационных потоков между подразделениями предприятия или отдельными предприятиями; - гибкость системы с точки зрения специфических требований конкретного применения; - принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина». Из выше сказанного, можно сделать вывод, что информационная логистика – это часть логистики, которая организует поток информации, сопровождающий материальный поток в процессе его перемещения. Иначе говоря, информационная логистика является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом на предприятии. Информационная логистика управляет процессами движения и складирования товаров на предприятии, обеспечивая своевременную доставку этих товаров в необходимом количестве, требуемой комплектации и нужного качества из места их производства до места потребления с минимальными затратами и оптимальным сервисом. Информационные потоки в логистике формируются в соответствии с материальными. Бывают ситуации, когда материальный поток может прибыть в заданное место раньше, чем соответствующие (сопроводительные) документы. В таких случаях материальный поток принимается получателем на хранение до прибытия документов и считается неотфактурованной поставкой. Также может возникнуть и обратная ситуация, когда документы прибывают на место назначения раньше самого груза. Считается, что опережение информационным потоком материального предпочтительнее, так как имеется время и возможность для подготовки к приему грузов. Информационные потоки должны быть адекватны материальным потокам в части характеристики этих потоков. Информационная логистика создает автоматизированные информационные системы. В их задачи входит: постоянное обеспечение управляющих органов логистической системы достоверной информации о движении заказа; обеспечение сотрудников предприятия адекватной информацией о движении продукции в режиме реального времени; оперативное управление предприятием; предоставление руководству наглядной информации об использовании инвестиций; предоставление информации о расходах; обеспечение прибыльной работы предприятия за счет оптимизации логистических процессов. 2. Логистическая информация и ее роль в товародвижении 2.1 Понятие и значение логистической информации Движение материальных потоков и его результаты зависят от движения связанных с ними информационных потоков. Экономическая информация - совокупность функционирующих в экономических объектах сведений (об общественных процессах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг), которые можно фиксировать, передавать, преобразовывать и использовать для осуществления таких функций управления, как планирование, учет, экономический анализ, регулирование и др. Логистическая информация - это целенаправленно собираемые сведения, необходимые для обеспечения процесса управления логистической системой предприятия. Информационное обеспечение логистики на предприятии представляет собой деятельность по прогнозу, переработке, учету и анализу информации. Без своевременного обмена информацией невозможно осуществление логистической деятельности. Именно информация способствует скоординированности работы подразделений, которые не смогли бы выполнять свои задачи без отсутствия информации как таковой. Для принятия эффективных управленческих решений проводятся логистические исследования, представляющие собой систематический сбор и анализ данных по проблемам товародвижения. Изучение информации, как функция управления предприятием в условиях рынка, дает проверенные практикой рецепты выхода с минимальными рисками на положительные коммерческие результаты логистической деятельности. Чтобы нормально функционировать, предприятие должно получать полную и качественную информацию до и после принятия его руководством управленческих решений. Хорошая информация позволяет предприятию: * получать конкурентные преимущества; * снижать финансовый риск; * определять отношение покупателей; * обосновывать интуитивные решения; * повышать эффективность деятельности; * следить за внешней средой; * координировать стратегию; * повышать доверие к достигнутым договоренностям и принятым обязательствам. Необходимость в получении более обширной информации обусловлена: * переходом от традиционного подхода к управлению материальным потоком, когда составные части системы действовали разрозненно, к новой, логистической, в которой цели каждого структурного подразделения подчинены общей цели всего предприятия; * переходом от рынка продавца к рынку покупателя; * переходом от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции (развитие логистического сервиса) и т. д. Информация используется во всех направлениях логистической деятельности. Потребность в информации возникает уже на стадии планирования основных логистических процессов. Для этого используют данные об основных результатах деятельности в периодах, предшествующих прогнозируемому, и об основных направлениях развития налоговых и правовых отношений в обществе в качестве сдерживающих или стимулирующих факторов. Эти данные дают возможность наметить основные направления логистической стратегии. На этапе закупок используется информация о поставщиках, выпускаемых товарах, новинках. Здесь информация, поступающая извне, помогает выбрать лучшего поставщика. Информация, поступающая из микрологистической системы, позволяет исходя из данных о наличии запасов, производственных мощностей и финансовой устойчивости предприятия грамотно сформулировать заявку на материалы, сырье и полуфабрикаты. Обмен информацией между предприятиями-партнерами позволяет достичь договоренности об условиях и сроках поставки. Информация имеет большое значение при транспортировке продукции. Располагая необходимыми данными, предприятие имеет возможность определить тип и вид транспортного средства, соответствующего перевозимому грузу, выбрать экспедиционную фирму с оптимальными тарифами. При этом важно учитывать нормативно-правовую информацию, чтобы обеспечить соблюдение целого ряда законодательных актов, которые должны выполняться при организации, как внутренних, так и внешних перевозок. Кроме того, наличие информации о перевозимом грузе позволяет создать оптимальные условия для его транспортировки, грамотно организовать погрузочно-разгрузочные работы. Сопоставление товаросопроводительной документации с информацией о фактическом состоянии груза в момент прибытия дает основания для предъявления претензий и др. При организации систем складирования используют данные экономических расчетов о развитии складской сети; нормативные, санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к организации складских процессов. Кроме того, своевременно полученная информация о фактическом состоянии запасов способствует расчету оптимального количества запасов, а также созданию условий для обеспечения их сохранности, предотвращения хищений и порчи товара. При работе с покупателями задача информации - создать представление о потенциальном рынке сбыта и каналах распределения готовой продукции. 2.2 Информационные потоки в логистике Для решения основных задач логистики необходимы широкое применение электронной обработки данных, научный функциональный анализ и применение технологий, позволяющих автоматизировать логистические операции. Инструментом объединения звеньев логистической цепочки является информационное обеспечение процесса движения материального потока, начиная с закупки сырья и кончая сбытом готовой продукции. Во внешней сфере деятельности фирмы причиной успеха или неудачи на рынке могут служить оперативное получение информации о том или ином событии или коммерческой ситуации, сложившейся на рынке, или получение информации о запросе на поставку. В обоих случаях первостепенную роль играет комплекс информационного обеспечения. Потоки информации являются теми связующими нитями, на которые нанизываются все элементы логистической системы. Создание информационной сети предполагает создание баз данных, коммуникаций внутри предприятия. Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы, обеспечивающей функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных и финансовых потоков. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всей организации в целом исходя из логистических принципов. Основная цель информационной логистики — обеспечение всех элементов логистической системы информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте. Информационная логистика организует поток данных, сопровождающий материальный поток, и является тем существенным для предприятия звеном, которое связывает снабжение, производство и сбыт. Информационный поток генерируется материальным потоком. Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления, анализа и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (носителей). Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики: * неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна); * множественность подразделений — поставщиков информации; * множественность подразделений — потребителей информации; * сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов; * множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту. Информационный поток может опережать материальный поток, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную. Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае, может не совпадать с маршрутом движения материального потока [11 §1.3]. Информационный поток характеризуется следующими показателями: * источник возникновения; * направление движения потока; * скорость передачи и приема; * интенсивность потока. Движущийся информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе. Опережающий информационный поток в прямом направлении – это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза. Одновременно с материальным потоком идет информация в прямом направлении о количественных и качественных параметрах материального потока. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству, разнообразные претензии, подтверждения. Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50 %) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые в соответствии с приведенными выше определениями образуют входящий информационный поток. Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутримагазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20 %. В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней. Формирование информационных систем невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Оперативно и качественно управлять информационным потоком можно посредством следующих операций: * переадресации информационного потока; * ограничивая скорость передачи до скорости, соответствующей скорости приема; * уменьшая или увеличивая объем информации на отдельных участках прохождения информации; * ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути. Информация является важнейшим звеном логистической системы и служит для принятия опережающего управленческого решения. 2.3 Информационные логистические системы Важность информационной логистической системы прежде всего заключается в том, что на ней базируется подсистема управления организацией соответствующего уровня. От степени наполнения информационной системы, качества и своевременности информации зависит эффективность системы управления в целом. Любая логистическая информационная система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определенные функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединенных общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций). Логистическая информационная система – интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Основные принципы построения информационной системы: * иерархия (подчиненность задач и использования источников данных); * принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях); * избыточность (построение системы с учетом не только текущих, но и будущих задач); * конфиденциальность; * адаптивность к изменяющимся запросам; * согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации); * открытость системы (для пополнения данных). Цели создания логистической информационной системы: * обеспечение элементов логистической системы оперативной информацией для принятия управленческого решения; * соблюдение адресности информации; * расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка. Эффективное использование информационной логистики заключается в рациональном управлении информационным потоком по всей логистической сети на всех иерархических уровнях. Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов между отдельными звеньями логистической цепи. На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы: * плановые; * диспозитивные (или диспетчерские); * исполнительные (или оперативные). Плановые информационные системы для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: * создание и оптимизация звеньев логистической цепи; * планирование производства; * общее управление запасами; * управление резервами и другие задачи. Диспозитивные информационные системы создаются на уровне отдельного подразделения для управления им (например, для управления складом). Здесь могут решаться следующие задачи: ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: